Отношение населения к национальным проектам по результатам социологического опроса, проведенного в г.г. Тула и Щекино в феврале - марте 2006 года. |
СЕЛЕЗНЕВА Ю.А. /Член – корреспондент АИМ, г. Тула/, АФОНСКИЙ В.И. /г. Тула/
Национальные проекты - это масштабные инвестиции для создания положительного фона в здравоохранении, образовании, строительстве жилья, агропромышленном комплексе с целью системного изменения существующих механизмов финансирования и деятельности в этих сферах.
Национальные проекты решают задачи: разработки законодательной базы для реализации проектов в полном объеме; увеличения заработной платы бюджетникам в полтора раза в реальном выражении; повышения качества образования и медицинского обслуживания; обеспечения России продовольствием; строительства медицинских центров и т.п.
О национальных проектах впервые начали говорить в сентябре 2005 года. Говорить много и постоянно.
Однако, проводя социологическое исследование информированности жителей Тульской области о национальных проектах, мы столкнулись с тем, что 60% жителей области ничего о них не знают. Опрос проводился методом структурированного интервью в феврале - марте 2006 года в городах Тула и Щекино. Было опрошено 750 человек на основании квотной выборки по полу и возрасту. Такие результаты говорят как о недостаточном информировании, так и о неадекватном позиционировании национальных проектов.
Как же воспринимают национальные проекты те, кто о них знает ?
Социологический опрос показал, что 51% жителей области, из тех, которые знают о национальных проектах, оценивают их положительно. Нейтрально или безразлично идею национальных проектов оценивает еще 30% респондентов. В основном к данной категории относятся граждане, занятые в сферах, прямо не регулируемых действием национальных проектов (например, торговля, транспорт, связь, бизнес и др.).
Отрицательно к идее национальных проектов относится 19% опрошенных. К ним относится группа критически настроенных граждан, вообще не ожидающих от действий власти ничего положительного (например, пенсионеры), а также группа граждан, рассчитывающая на финансовую помощь по национальным проектам, но ее не получившая (например, медики, не работающие в первичном звене).
Сравнив ответы жителей области и официальную информацию о проектах, мы отмечаем, что большинство респондентов адекватно воспринимают конечную цель реализации национальных проектов - повышение качества жизни граждан. Хотя трактуют ее, скорее, как вариант быстрого прямого получения средств, о чем свидетельствуют ответы в открытых вопросах.
Что касается восприятия гражданами цели национальных проектов как повышение рейтинга Президента, то это в значительной мере говорит о высоком уровне недоверия государственной политике и деятельности политических лидеров страны.
Ведь, если реализация национальных проектов действительно принесет ожидаемую пользу, и будет способствовать проведению социально-ориентированной государственной политики, то соответственно, объективно повысится рейтинг Президента и партии «Единая Россия» как Партии власти. При этом повышение рейтинга не является основной целью реализации национальных проектов, так как они являются, прежде всего, как «инвестициями в человека».
Получение положительного опыта реформ в качестве основной цели реализации национальных проектов воспринимают 11% респондентов. Данный показатель скорее можно оценить как нейтральный.
Действительно, получение положительного опыта реформирования для последующего эффективного ведения социально - ориентированной государственной политики важно. Но сама по себе реформа как инновация может вызвать сопротивление, особенно при неоперативном решении текущих проблем реализации национальных проектов.
Среди других вариантов видения гражданами основной цели национальных проектов были названы «отмывание денег, присвоение общественных денег» / как отрицательные/, «привлечение в экономику иностранного капитала; привлечение к управлению экономикой больше граждан, решение проблем граждан, повышение рейтинга популярности партии «Единая Россия» /как положительные/.
Таким образом, люди, прежде всего, воспринимают проекты, как возможность получить деньги и повысить рейтинг первого лица страны. Это указывает на нечеткость позиционирования национальных проектов как инвестиций в человека и системных изменений в четырех отраслях народного хозяйства. Именно это, собственно, и является их основными задачами.
Мы попробовали прояснить отношение к национальным проектам, посредством оценки ожидаемых результатов и получили следующую картину.
Возможные изменения в результате реализации национальных, проектов положительно оценивают 34% опрошенных, и положительно и отрицательно - 33%, отрицательно - 11%. Еще 22% опрошенных считают, что никаких изменений в результате реализации проектов не будет.
Таким образом, из 51% положительно воспринимающих идею национальных проектов, только чуть более половины ожидают их позитивного эффекта. Вторая половина опрошенных, положительно воспринимающих идею национальных проектов, в этом не уверена, и готова как к позитивному, так и к негативному эффекту, и более того, считает, что оба эффекта проявятся.
По отношению к 19% негативно воспринимающим идею национальных проектов, количество считающих, что никаких изменений в результате реализации проектов не будет, возросло на 3%.
Почему так высок рост недоверия к проектам, которые направлены на позитивные и реальные изменения в жизни страны в целом и области в частности?
Основную проблему в реализации национальных проектов 46% туляков и жителей области видят в контроле за адресным распределением денежных средств. Еще 43% опрошенных отмечают недостаток денежных средств в регионе, а 10% указывают на дефицит кадров. Кроме того, были названы следующие проблемы: трудности, связанные с контролем, бюрократия, коррумпированность чиновников.
Интересным является тот факт, что по оценке граждан наиболее эффективно осуществлять контроль за адресным распределением денежных средств в ходе реализации национальных проектов способны специально созданные для осуществления функции контроля органы или подразделения.
Данный вариант ответа выбрали 39% респондентов. Второе место заняли СМИ - в качестве института контроля их назвали 29% опрошенных. На третьем месте – общественные организации - их назвал 21% респондентов. Партии как организации, способные наиболее эффективно осуществлять контрольные функции, по оценке граждан заняли последнее место - данный вариант ответа выбрали лишь 7% респондентов.
Также респондентами были названы другие варианты ответов по вопросу осуществления эффективного контроля; заинтересованные люди, лично губернатор, прокуратура, ФСБ, кто - то еще. Также были названы варианты: невозможно контролировать вообще, никто не способен осуществлять эффективный контроль.
Таким образом, идея национальных проектов вызывает положительную оценку примерно у 20% всех опрощенных (51% из тех 40%, кто знает о национальных проектах) что совершенно недостаточно для их широкой поддержки и эффективной реализации.
Фактически мы видим две проблемы: • недостаточная информированность граждан, • и невосприятие целеполагания национальных проектов - как системных изменений в указанных отраслях.
Обе проблемы взаимосвязаны. Необходимо выработать четкое позиционирование проектов как целостных, системных, долгосрочных изменений для улучшения качества жизни граждан страны. При позиционировании проектов, как «документов по раздаче денег» на первый план в сознании людей выходят проблемы честности распределения и недостаточности объема поступающих средств.
К сожалению, граждане не воспринимают необходимость своего личного участия в проектах, желания системных изменений, без которых невозможно перейти к качественному образованию и здравоохранению, реальному возведению жилья и производству российской сельскохозяйственной продукции.
На наш взгляд, мы в очередной раз сталкиваемся с иждивенческой позицией: гораздо проще получить рыбу, нежели удочку, которой ее можно наловить. Следовательно, в позиционировании проектов необходимо сделать акцент:
1. на необходимость личного участия и личной ответственности за результат при реализации национальных проектов,
2. на первый план выводить объединяющую роль проектов - как возможности системных изменений, шанса создания цивилизованного пространства для жизни наших детей.
Безусловно, в ходе реализации национальных проектов возникает и возникнет еще значительное количество проблем, поскольку при всей значимости идеи, они недостаточно проработаны.
К примеру, в проекте «Здоровье»: из федерального бюджета финансируется выделение высокотехнологичной техники для диагностики, а финансирование подготовки помещения для ее установки предусмотрено из средств муниципалитетов, что практически невозможно, поскольку у муниципалитетов таких средств просто нет. Или: выделяются вакцины, но не предусмотрено обеспечение шприцами и дезинфицирующими средствами…
Следовательно, особое внимание следует уделить проблемам изыскания денежных средств, предусмотренных программой реализации национальных проектов, на региональном и муниципальном уровнях, и осуществления контроля поступления, адресного распределения и применения денежных средств по назначению, указанному в национальных проектах.
Нельзя позволить, чтобы из-за непроработанности темы была дискредитирована сама идея.
И здесь опять на первый план выходит объединяющая роль проектов - только все мы, вместе, вовремя информируя о проблемах, и настаивая на их решении, можем изменить ситуацию к лучшему.
/по материалам Четвертого Международного Симпозиума "Имиджелогия - 2006"/.