Имиджклоузинг, костюм, одежда, к вопросу о терминологии |
Коробцева Н.А. /член – корреспондент АИМ, Москва/
На сегодняшнем этапе формирования имиджклоузинга как смежной научно – прикладной дисциплины чрезвычайно важным является определить объект и предмет исследования, цели и задачи, которые призвано решать данное направление. На сегодняшний день при определении его основных положений возникает достаточно много вопросов, которые, вне сомнения, будут решаться по ходу исследовательского продвижения выделяемой области знания.
Начнем с определений «имиджклоузинг», «костюм», «одежда».
Самая простая расшифровка заключена в соединении слов image(англ. имидж) и clothing(англ. одежда, одевание), означающих имидж + процесс одевания. То есть речь идет о целенаправленном использовании костюма для формирования индивидуального образа.
Соединение слов «имидж + одежда» в имиджклоузинге заставляет пересмотреть современные, принятые в науке, определения «костюм» и «одежда».
Исходя из современных определений ( Орленко Л.В., 1996) одежда – это совокупность изделий, или изделие, надеваемое человеком (кроме обуви), предназначенное для защиты тела человека от внешних воздействий, и несущее утилитарные и информационно – эстетические функции. В учебниках по проектированию одежды сообщается, что одежда несет информацию о поле, возрасте, профессии человека. В данном определении идет речь о взаимосвязях: одежда + внешность + наблюдатель.
Обратимся к современному определению понятия «костюм» (Козлова Т.В.,1988). Под костюмом понимается определенная образно – художественная система частей одежды и обуви, характеризующая индивидуальность человека или общественную группу людей. В понятие «костюм» входят : одежда, обувь, прическа, головной убор, перчатки, украшения, грим. Костюм можно рассматривать только в связи с определенным образом человека, манерой ношения, пластикой и характерными жестами, что отличает это понятие от понятия «одежда».
Костюм несет в себе психологическую или образную характеристику. Костюм « дает более прочный критерий оценки человека, обычаев, образа мыслей и поведения человека, чем строение лба, носа, лица или подбородка, которые имеют часто случайные значения» (Банаш, 1957, цит. По Козловой Т.В., 1988).
Исходя из современных понятий «костюма» и «одежды» следует, что это некоторая художественная система, зависящая от замысла художника и от его видения художественных взаимосвязей внешности + костюма. На сегодняшний день пока отсутствует зависимость данной системы от целей формирования чьего-либо имиджа.
Итак, с позиций имиджклоузинга, костюму мало обладать художественной ценностью и быть совершенным композиционно, иметь практическое значение и быть востребованным, но и обеспечивать построение адекватного имиджа человека, то есть целенаправленно формировать позитивную связь триады костюм + внешность + личность и наблюдателя (адресата имиджа).
К определению следует добавить, что костюм есть средство формирования индивидуального имиджа человека.
Построение индивидуального имиджа человека с помощью одежды складывается из многих компонентов. Нами ранее рассматривался алгоритм формирования индивидуального имиджа человека с помощью одежды /сестры Сорины, «Имидж женщины и ее одежда», 2004/.
Особое значение при этом имеет выбор стилистики одежды, исходя из задач построения имиджа. Подбор цвета костюма диктуется необходимостью воздействия на наблюдателя и только затем задачами гармонизации костюма с внешним обликом индивида. Вариант костюма определяется исходя из цели формирования определенного впечатления.
Имиджклоузинг – это наука об изучении и учете механизмов социально – психологического взаимодействия и воздействия людей друг на друга через костюм как визуальную составляющую компоненту невербального общения. Имиджклоузинг рождается на стыке дизайна костюма, имиджелогии, психологии восприятия и психологии.
Имиджклоузинг является разделом имиджелогии, стыкует задачи дизайна костюма и задачи реализации необходимого персонального имиджа. Итак, с позиций имиджелогии понятия «костюм» и «одежда» дополняются новым смыслом, выявляя необходимое направление исследований.
При продвижении научного познания имиджклоузинг, как отдельное направление, изучающее закономерности впечатления, позволит определить задачи дизайна костюма с имиджелогических позиций.
При выполнении алгоритма формирования индивидуального имиджа с помощью одежды требуется переход от дизайна «оболочки тела человека» к дизайну костюма как «оболочки для восприятяи», при этом особое внимание должно быть уделено связям костюм + личность, личность + внешность + костюм, костюм + внешность + личность + наблюдатель. Определение костюма как невербального языка общения в контексте имиджклоузинга приводит к новым задачам дизайна. Дизайн костюма с заявленных позиций может быть рассмотрен как процесс комплексного решения задач по формированию имиджа.
Исходя из концепции дизайна одежды как оболочки для восприятия, требуется исследовать и изучить особенности и закономерности этой оболочки. Разработка новых форм при этом должна вестись не просто как разработка художественного образа, порожденного автором, а как образ с заранее прогнозируемым впечатлением.
Если рассматривать костюм как средство формирования имиджа, то возникает научное направление импрессивного подхода к дизайну костюма, предлагающее учитывать закономерности формирования впечатлением.
Цепочка имиджелогия – имиджклоузинг – импрессивный подход – дизайн костюма – обозанчает ступени от дизайна костюма к задачам имиджелогии. Импрессивный подход подразумевает на первом этапе осуществление разработок с учетом составляющих впечатления от одежды, исследуемых в имиджклоузинге, на втором – осуществление проектных разработок с учетом целей формирования индивидуального имиджа. Для этого исследуются связи между элементами и составляющими моделей одежды и характеристиками впечатления.
Развитие направления практической реализации имиджклоузинга или практический имиджклоузинг базируется на использовании знаний, полученных путем научных исследований направления имидклоузинга и позволяет реализовывать в костюмах задачи формирования индивидуального имиджа.
Уровень практического имиджкмейкинга не всегда адекватен исследовательскому уровню и должен складываться на основе имеющихся научных представлениях в данный период времени и формировать рекомендации на основе имиджклоузинга.
В настоящее время практическое имиджмейкерское направление успело доказать свою несостоятельность в вопросах оформления чьей-либо внешности костюмом с целью обеспечения необходимого имиджа. Некомпетентность имиджмейкеров в вопросах знания законов, закономерностей и этапов формирования необходимого имиджа отчетливо прослеживается еще и применением на практике рекомендаций зарубежного характера и использованием зарубежных исследований. Без осознания российского менталитета и средовой специфики.
Формирование направления имиджклоузинга должно устранить пробелы научных знаний и поможет сформировать сильную имиджелогическую российскую школу по вопросу высококвалифицированного практического консультирования.
На сегодняшний день нами уже разработаны и применяются оригинальные практические технологии направления имиджклоузинга, обеспечивающие высокий уровень консультирования, проводимого ведущими специалистами Академии имиджелогии.
/ по материалам Четвертого Международного Симпозиума «Имиджелогия -2006»/