Технология формирования имиджа: рекомендации по коррекции фигуры иллюзиями зрительного восприятия в костюме |
Частой задачей в рамках имиджклоузинга является формирование гармоничного, привлекательного образа индивида с учетом его особенностей. В рамках построения индивидуального имиджа приходится иметь дело с далеко несовершенными и не стандартными формами габитуса, различными особенностями женских и мужских фигур.
Несмотря на частый и соподчиненный характер затрагиваемой темы, следует отметить, что при формировании невербального имиджа очень важны три составляющие: габитус, кинесика, костюм (Петрова Е.А.,1997). Чем более гармонично будут представлены отдельные составляющие и их сочетание, тем более выигрышным будет в целом получаемый образ, и эффективней будут решаться задачи социально – коммуникативной сферы.
Как создать наиболее привлекательный внешний образ, несмотря на реальные параметры, телосложение и дефекты фигуры? Что делать, если реальные параметры женщины далеки от совершенства, от пресловутых «90-60-90», а рост не дотягивает и до 170см?
Нами разработана частная технология с применением в костюме иллюзий зрительного восприятия для исправления различных дефектов фигуры. Технология включает определенную последовательность использования специально разработанного диагностического инструментария для фигур с различными особенностями и коррекции восемнадцати особенностей женской фигуры с использованием разработанной нами базы данных по применению для этой цели двадцати восьми иллюзий зрительного восприятия.
Одним из важных компонентов является цвет костюма. Цветовые эффекты должны сочетаться с фактурой материала в изделии и выгодно преподносить фигуру, сочетаться с цветотипом внешности.
Выделим цветовые иллюзии, которые влияют на восприятие формы изделия и фигуры. Согласно взаимодействию «фигура – фон» и явлению «иррадиации», светлый предмет, расположенный на темном фоне, кажется больше, чем равновеликий темный предмет - на светлом. Черный квадрат на белом фоне кажется меньше такого же квадрата на черном. Таким образом, на худой фигуре при желании ее увеличить, нужно предпочитать светлые оттенки. А если стремиться к изяществу, то использовать темный - на светлом. Это явление будет действовать только как темное на светлом. Темное на темном выглядит по – другому, явление иррадиции при этом не наблюдается.
Иррадиция тем сильнее, чем более светлая и блестящая поверхность. Согласно иррадиции, фигура в костюме теплых тонов на холодном фоне будет выглядеть больше равновеликой с ней, но одетой в костюм с холодными цветами и помещенной на фоне теплого тона. Этим явлением стоит воспользоваться, если заранее известен фон помещения, в котором будет носиться костюм, будь то дом или офис. Фигура в костюме теплых цветов, размещенная на холодном фоне, будет смотреться также, как и оранжевый квадрат на синем фоне. Он кажется больше синего на оранжевом.
Может встретиться и явление отрицательной иррадиции. При слабом освещении серая поверхность на белом фоне кажется больше, чем серая на черном. Тонкие черные штрихи на светлом фоне кажутся толще, чем они есть на самом деле. Отрицательную иррадицию нужно рассматривать при плохой освещенности. Серый предмет на белом кажется больше серого на черном.
Итак, фигура будет казаться больше и толще в светлых одеждах теплых тонов и будет казаться стройнее в темных цветах на теплом фоне. Фигура в ярких и насыщенных цветах кажется больше, особенно в желтом и красном – шире и более выпукло.
Красный и желтый яснее очерчивают силуэт. Черный – придает четкость очертаниям и со светлым фоном может дать эффект уменьшения объемов. Очень важно учитывать возможное внутреннее противоречие и контрастирование фигуры и цвета изделия. Так, плотная фигура и нежно – голубой костюм совместно могут не дать традиционно ожидаемой иллюзии стройности, а наоборот, сделают фигуру плотней и массивней.
Взаимное расположение отдельных линий в костюме может привести к возникновению зрительной иллюзии, то есть, то, что мы видим, на самом деле только кажется, и реальности не соответствует (иллюзия Мюллера – Лайера).
По отношению к задачам дизайна костюма можно выделить следующие группы иллюзий: 1. иллюзия изменения длины; 2. иллюзия изменения расстояний; 3. иллюзия изменений формы; 4. иллюзия изменения размера; 5. иллюзия изменения фигуры на фоне; 6. иллюзия маскировки конфигурации фигуры; 7. иллюзия удаленности; 8. иллюзия изменения количества фигур.
Приведем рекомендации по применению некоторых иллюзий при высоком и низком росте, для полной и худой фигур, широких бедрах, которые являются неотъемлемой частью рассматриваемой технологии.
Для различных типов фигур и различных особенностей иллюзии будут применяться по - разному.
Для коррекции высокого роста следует исключить вариант иллюзии Б Мюллера – Лайнера, но следует применять вариант А. При высоком росте следует избегать возникновения иллюзии переоценки вертикальных линий, ограничить применение вертикальных полос, вертикальных застежек или членений. Если избежать этого все же не удается, необходимо прерывать вертикальные линии: горизонтальными членениями, орнаментальными полосами, деталями, декоративными отделками, вводить ассиметрию и использовать потайные застежки.
Для коррекции высокого роста можно использовать «иллюзию Бенусси», располагая ее в горизонтальном направлении (вариант А), в вертикальном же направлении ее лучше не использовать.
Иллюзия Цельнера поможет выигрышно представить высокую фигуру, зрительно уменьшить длину тела, располагать ее нужно под углом 90 градусов.
Для коррекции высокого роста применяют иллюзию уподобления Шумана. Располагая полосы вдоль или поперек фигуры, следует проявлять аккуратность при использовании полосатого трикотажа. Вариант В расширит фигуру (это может быть желательно для высоких и тонких). Узкие вертикальные полоски, расположенные достаточно редко, безусловно, стройнят и зрительно вытягивают фигуру. По этой причине от них следует отказаться для фигур с высоким ростом, особенно в удлиненных изделиях – миди или макси. Такие полоски могут присутствовать только в многослойном комплекте при многократном членении фигуры горизонтальными линиями. Для зрительной коррекции высокого роста иллюзию надо располагать по вариантам А и Б в горизонтальном направлении.
Для коррекции маленького роста следует применять иллюзию Мюллера – Лайнера вариант Б ( не применяется вариант А). Применение этой иллюзии позволяет зрительно вытянуть фигуру. Согласно данной иллюзии, хороши высокие разрезы спереди и сзади (или сбоку) для макси, V– образные вырезы, переходящие в воротник, удлинение рукава с помощью оборки и расширения.
Скорректировать низкий рост можно, используя вертикальные линии, членения, вертикально расположенные застежки (иллюзия переоценки вертикальных линий).
Для удлинения фигуры при низком росте может применяться вариант А иллюзии «фигура Бенусси» в вертикальном направлении, но варианта Б следует избегать.
Для коррекции фигуры низкого роста желательно использовать редкую тонкую полоску, согласно иллюзии уподобления Шумана. Помните, что не всякая вертикальная полоска стройнит и вытягивает фигуру. Есть варианты, вызывающие противоположный зрительный эффект. Для низкого роста неприемлема широкая вертикальная полоса, так как она еще больше приземляет фигуру.
При низком росте важно чувствовать соразмерность. Не следует использовать иллюзию Вундта с очень мелким ее рисунком. Маленький рисунок может укрупнить женщину.
Иллюзия Мюллера – Лайера является наиболее эффективным средством для коррекции полной фигуры. Иллюзия может быть введена в покрой одежды, а также достигаться за счет раскроя диагональной ткани по косой, за счет вязания диагонального рисунка. Иллюзия может быть введена дважды – на джемпере или блузке (вязаном жакете), а затем на брюках или юбке. Тогда будут смотреться стройнее отдельные части фигуры.
Согласно иллюзии переоценки вертикальных линий, при полноте следует вводить в оформление вертикальные линии. Однако, если с ними переборщить, может возникнуть иная иллюзия и будет получен противоположный результат. При наличии вертикалей горизонталь кажется меньше: можно стремиться к равенству горизонтали и вертикали или утрированию длины линии вертикали.
При полноте для сужения фигуры можно использовать иллюзию Липса в варианте Б. При худой комплектации подойдет вариант иллюзии А Миллера – Лайера, но без серединной вертикали. Это зрительно укоротит фигуру, и она будет смотреться приземестее и толще.
Для коррекции широких бедер, для их зрительного уменьшения следует прибегать к иллюзии переоценки вертикальных линий и ее размещению вертикально от талии книзу. Также можно использовать иллюзию Цельнера, обеспечивающую зрительное сужение на уровне бедер.
В заключении отметим, что иллюзия зрительного восприятия уже более 80 лет применяется в костюме. Еще до открытия в психологии определенных зрительных закономерностей, художники по костюму интуитивно применяли линии, которые делаю фигуру более красивой, чем она есть на самом деле.
Тему применения зрительных иллюзий для решения задач гармонизации фигуры при решении задач формирования индивидуального имиджа невозможно исчерпать. Нами разработана и предлагается к практическому использованию база данных для коррекции 18 особенностей женской фигуры формой и графикой костюма с идеями применения 28 иллюзий зрительного восприятия. Идеи, содержащиеся в базе данных, будут приводить к новым и новым находкам в моделях одежды в соответствии с текущими и перспективными модными тенденциями.
Коробцева Н.А. (Академик АИМ)
Романова А.В. (Член – корреспондент АИМ)
/ По Материалам Шестого Международного Симпозиума «Имиджелогия – 2008»/