Главное предназначение имиджелогии — научное обоснование процесса создания привлекательного имиджа, выстраивания модели достойного поведения, адекватного тем жизненным ситуациям, в которых оказывается человек. Возникновение новой отрасли теоретико- прикладного знания в нашей стране далеко неслучайно. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях как мировой, так и национальной культуры.
Все виды имиджелогии связаны со спецификой профессиональной деятельности людей. Особый раздел представляет собой управленческая имиджелогия. Те, кто занимается управленческой деятельностью, должны обладать достойным имиджем, это требование является обязательным условием их профессионального соответствия.
Под имиджем понимается некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта. Имидж относится к сферам подсознания и обыденного сознания и выступает в качестве социальной установки и ценностного стереотипа. Имидж человека, особенно делового, - это понятие изменчивое. Меняется среда - должен измениться и имидж.
В имиджелогии принято различать профессиональный и личностный имидж, которые далеко не всегда совпадают. Согласно исследованиям, умение руководить на 85% состоит из умения общаться с людьми и только на 15% - из чисто профессиональных качеств. Имидж не является абстрактным образом человека. Имиджелогия в полной мере учитывает и гендерные различия. Возникшее в последние десятилетия и активно развивающееся направление гендерной социологии оказывает влияние на имиджелогию. В обществе существуют гендерные стереотипы, проявляющиеся в сознании и поведении людей. Имидж как мужчины, так и женщины, во многом определяется такими стереотипами. Значительный вклад в изучение которых вносит социология, выявляя гендерные модели поведения во всём их своеобразии. Каждой из моделей поведения и соответствует свой имидж.
У женщин теория и практика создания имиджа вызывает повышенный интерес, хотя неверно было бы считать, что она сориентирована в основном на них. Особое значение придаётся имиджу женщины-руководителя, предпринимателя, менеджера. Ведь именно от внутреннего и внешнего облика женщины зависит её успех не только в профессиональной, но в общественной и личной жизни. Значимыми являются не только соматические данные и физиогномические характеристики, стиль одежды и причёска, но и внутренний образ: профессионализм, интеллектуальность, душевность, самоконтроль. Желательно также наличие таких специфических психологических качеств как коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, интуитивность, терпимость.
При создании имиджа немаловажную роль играет умение носить одежду. Не случайно среди специалистов прикладной костюмологии (науки об одежде) стало популярным выражение: «Костюм - это Я - концепция, которую носят на себе». Внешний облик часто является лучшей визитной карточкой.
Существуют правила создания стиля одежды, которые могут способствовать формированию нужного имиджа. Первое из этих правил - определение той аудитории, на которую оказывается воздействие. Любая профессия накладывает отпечаток на человека, и имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей. Путь к деловому успеху - это строгое соответствие имиджа профессии. Второе правило может быть названо законом ассоциативности: внешний облик человека должен вызывать лишь соответствующие целям ассоциации, причём только положительные. Третье правило гласит, что созданный человеком образ самого себя должен быть адекватен истинному «Я», что предполагает объективную и адекватную самооценку. Четвёртая задача имиджа - быть заметным, выделяющимся из общей массы людей, - может быть достигнута, если сделан правильный выбор из веера многочисленных возможностей, предлагаемых как мужской, так и женской модой. Пятое правило заключается в том, что имидж должен быть подвижным, динамичным и меняться в зависимости от моды.
У имиджа имеется целый ряд ценностных функций. Благодаря ему человек становится социально востребованным, раскованным в проявлении своих лучших качеств. Имидж выполняет также и психотерапевтическую функцию, способствуя обретению личностью уверенности в себе, осознанию своей незаурядности и коммуникабельности. Овладение технологией самопрезентации и личного обаяния способствует решению проблемы кардинального улучшения высшего образования, трудоустройства, адаптации, карьерного продвижения и профессионального развития выпускников высшей школы.
Сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения выпускников, заинтересованных в повышении своей разносторонней человеческой компетентности и углублении профессиональных знаний. Для этого в Московском городском институте управления при Правительстве Москвы создаётся новая кафедра, которая будет разрабатывать спецкурсы по управленческой антропологии, в том числе, курсы имиджелогии, деловой этики и эстетики.
С возрастанием роли визуальной культуры в жизни общества повышаются и требования к формированию имиджа. Работа над ним опирается на объективные закономерности и процессы, всё более приближаясь к науке и удаляясь от искусства.